Как голосовые помощники трансформируют рынок рекламы?

Тренд на голосовые помощники в последние годы не спадает. Аналитики из Meticulous Research подсчитали, что в среднем рынок голосовых помощников растет на 17,2% в год. Для бизнеса функция голосового поиска необходима, чтобы поддерживать спрос на свой продукт, а для пользователей смартфонов технология стала уже привычной в повседневной жизни.

В этой статье мы расскажем, как владельцам локального бизнеса (компаниям с физическими локациями, продающим товары и услуги) монетизировать голосовые запросы.
Наиболее популярные в мире виртуальные ассистенты – Google Assistant, Apple Siri, Amazon Alexa, Яндекс Алиса, Mail.ru Маруся. Собственные системы разрабатывают все, кто имеет возможности и желает «быть в тренде». Функции голосового поиска с виртуальным ассистентом есть, например, у техногигантов Xiaomi и Samsung, а также локальных сотовых операторов или узкоспециализированных компаний. Все чаще голосовые помощники становятся персональными ассистентами людей, помогают делать покупки, назначать встречи, включать музыку. По данным PricewaterhouseCoopers, 71% пользователей отдает предпочтение голосовому помощнику, вместо того, чтобы вводить запрос самостоятельно в поисковой системе.

О том, как работают голосовые помощники и для чего их используют чаще всего — читайте в нашем блоге.

Голосовые помощники «убивают» рынок рекламы

Голосовые помощники полезны для бизнеса из разных сфер, прогнозируется, что к 2023 в мире будет использоваться более 8 млрд голосовых помощников (в 2018 году этот показатель был в три раза ниже).

Как же голосовые помощники «убивают» рынок рекламы в digital? Дело в том, что умные ассистенты не озвучивают пользователю результаты органической выдачи или рекламных блоков строго по списку. Как правило, они дают один подходящий (по их мнению) ответ, наиболее релевантный голосовому запросу (за исключением ответов на локальные запросы с картой).

Это их основное отличие от поисковой выдачи с десктопа — потому как результаты могут отличаться, виртуальный ассистент выбирает максимально релевантный голосовому запросу ответ. А при использовании людьми умной колонки, такое понятие как «выдача» вообще становится неактуальным.

На выбор того или иного результата голосовым ассистентом влияет множество факторов. Расскажем о них.

Как оптимизировать под голосовой поиск сайт и карточки компании в геосервисах. Чек-лист

Развивайте локальное SEO

Исследование PricewaterhouseCoopers показывает: 58% людей используют голосовой поиск, чтобы найти информацию о локальных компаниях. В голосовых поисковых запросах преобладают фразы «рядом», «недалеко», «рядом со мной» «около». А голосовые помощники при поиске мест учитывают местоположение пользователя. Поэтому оптимизация сайта под голосовые помощники для локального бизнеса необходима в первую очередь: это касается кафе, ресторанов, отелей, заправок, магазинов, отделов банков, фитнес-центров. Так возрастает шанс, что потенциальный клиент найдет именно вашу компанию с помощью голосового поиска.

Оптимизация под голосовой поиск не только сайта, но и карточек своей компании в геосервисах — один из способов выделиться на фоне конкурентов и стать заметным для виртуального ассистента. Для этого работайте с картами, геосервисами, навигаторами и сайтами-отзовиками.

Для того, чтобы голосовой ассистент легко находил компанию по адресу и предлагал ее пользователям, создайте карточки локаций вашей компании в геосервисах — рекомендуем начать в Google Картах, Яндекс Картах, в 2ГИС. Укажите правильную категорию при регистрации, заполните в карточках всю необходимую информацию, укажите верный адрес и график работы. Заполненная карточка будет хорошей подсказкой для голосовых помощников, так они смогут сообщать пользователям, как добраться до вашей локации или до какого часу вы работаете. Значение имеет не просто точка в обозначенном радиусе, но и время ее работы, адрес, отзывы, фото.
Также работайте с отзывами в крупных геосервисах и отзовиках, так как они важны для локального поиска. Например, Google учитывает «сигналы» (факторы ранжирования, на которые ориентируются поисковики) отзывов со всех площадок. Отвечайте на каждый отзыв — негативный, позитивный, нейтральный. Оставляйте развернутый ответ, а также, по возможности, используйте ключевые слова в ответе (например, «детское меню» или «документы для кредита»)

У нас есть подробная инструкция, как отвечать на позитивные, негативные и положительные отзывы. Пользуйтесь ей для того, чтобы формировать лояльность клиентов.
Как отвечать на позитивные и негативные отзывы, чтобы влюбить клиента в свой бренд
В этом материале расскажем, как «влюблять» клиентов в свой бренд с помощью грамотной работы с отзывами.

Используйте раздел «Вопрос-ответ» и отзывы

Большое количество запросов приводит на отзывы и страницы FAQ или «Вопросов и ответов» на сайте. Для того, чтобы оптимизировать контент под функцию голосового поиска, наполняйте ответами соответствующие рубрики, отвечайте на популярные вопросы, которые вы чаще всего получаете от своих клиентов — проведите для этого анализ в соцсетях или запросите данные у call-центра.

В разделе FAQ рассказывайте о продуктах и услугах. Если для заключения договора с вами и для получения услуг клиентам нужно подготовить документы — уточните какие. Если у вас бизнес в сфере ритейла — расскажите о специальных скидках и программах лояльности, ответьте на вопросы, где появятся новые магазины. Если рестораны и кафе — расскажите об особенном меню: обеденном, для вегетарианцев, для детей.

Такую рубрику можно создать в карточке компании в Google Бизнес профиль (пока функция недоступна для компании из России, Беларуси и Украины, но работает в других странах СНГ).
вопрос-ответ в карточке в Google
Пример использования рубрики вопрос-ответ в карточке ресторана в Google
Отвечая на вопросы не используйте канцеляризмы и профессиональную терминологию. Пишите просто, чтобы любому человеку было понятно о чем речь, так как голосовой помощник будет сопоставлять голосовой запрос (из разговорной речи пользователя) с ответом вашей компании.
Хотите улучшить видимость
компании на картах?
Смотрите наш вебинар по локальному SEO и узнайте, что влияет на продвижение компании на картах

Низкочастотные запросы

Низкочастотные запросы актуальны для голосового поиска из-за специфики использования виртуального ассистента пользователем. Используя традиционный текстовый поиск, пользователь вводит короткие фразы из двух-трех ключевых слов, а озвучивая голосовой запрос, произносит длинное развернутое предложение предложение. Например, «Siri, где в районе Пушкинской покрасить BMW».

Низкочастотными считаются запросы, которые пользователи вводят меньше 100 раз за месяц. Проверить их можно с помощью Яндекс Вордстат.
высокочастотные запросы Яндекс Вордстат
Пример высокочастотного запроса. Обратите внимание, низкочастотные запросы в этом же контексте можно найти в конце списка в левой колонке
Низкочастотные запросы Яндекс Вордстат
Пример низкочастотного запроса
Поэтому используйте низкочастотные запросы на сайте в качестве ключевых слов, выбирайте длинные фразы с уточняющими значениями. Лучше всего добавлять их в <title>, <description>, в заголовки H1, верхние абзацы текста. Так вы повышаете шанс карточки на картах попасть в ответ на релевантный вопрос пользователя, который ищет очень конкретный результат. Кроме этого, указывайте ключи в карточках компании в геосервисах, например, в постах (есть в Google и Яндекс).

Mobile-friendly интерфейс

Голосовые запросы часто делают с помощью смартфонов. Поэтому при оптимизации сайта под голосовой поиск учитывайте его удобство в использовании мобильной версии. Проверить это можно с помощью инструмента Google Mobile-Friendly Test. Сервис покажет, оптимизирована ли ваша страница сайта для мобильных устройств.
Проверка оптимизации страницы для мобильных устройств
Такие результаты показывает Google Mobile-Friendly Test
Также проверьте скорость загрузки страниц на смартфонах. Этот показатель важен для голосового помощника: если сайт будет открываться быстрее, чем у конкурентов, это позволит попасть в результаты голосового поиска. Используйте сервис PageSpeed Insights, он покажет результаты по загрузке страницы для разных устройств и даст рекомендации.

Контент на страницах должен соответствовать определенным критериям и структурирован для удобства чтения с мобильных устройств, поэтому используйте короткие предложения, небольшие абзацы, разбивку на подзаголовки и списки.

Микроразметка

Структурируйте данные на сайте с помощью микроразметки — кода в HTML-разметке. Микроразметка позволяет поисковым системам более точно анализировать контент на страницах, а также собирает информацию, основанную на местоположении, датах, номерах телефонов, расписании событий и пр. Подробно о пользе структурирования данных и об успешных кейсах рассказывает Google.

Используя микроразметку вы показываете поисковым системам, что именно структурировано на страницах вашего сайта.

Структурированные данные повышают шанс попасть в рекомендуемые фрагменты с ответами в поисковике (featured snippets), а также в результаты голосового поиска. Микроразметка делает сайт заметнее для поисковых систем, как следствие, позитивно воспринимается поисковиком (SEO) и способствует повышению CTR.

Есть множество сайтов с кодом для микроразметки под разные цели. Для структурирования и оптимизации локальных параметров (адреса, телефона и прочего) в выдаче используйте Ruschema.org с коллекцией схем для микроразметки различных информационных блоков.

Резюме

Чтобы получать как можно больше лидов и привлекать новых пользователей, уделяйте внимание оптимизации сайта не только под SEO, но и для функции голосового поиска. Учитывайте наши рекомендации в работе, кратко перечислим их:

  • используйте низкочастотные запросы с длинными фразами, так как их чаще вводят именно с помощью голосовых помощников;

  • большинство людей ищет локально, поэтому создавайте карточки своей компании в геосервисах, а также развивайте локальное SEO;

  • используйте для продвижения контент: раздел FAQ или «Вопрос-ответ», а также отзывы о компании;

  • оптимизируя сайт под голосовые помощники, проверьте скорость загрузки страниц и адаптации сайта под мобильную версию — сайты с низкой скоростью и без Mobile-friendly интерфейса голосовые помощники не выберут;

  • структурируйте данные с помощью микроразметки, чтобы вас быстрее и проще находили поисковые системы и виртуальные ассистенты.

Подпишитесь на рассылку RocketData
1 письмо в неделю со свежими материалами из мира локального маркетинга и работы с репутацией: советы, лайфхаки, краткие гайды, исследования